Новости

Обзор событий производства битума в России / 10.08.2012

Краткое описание событий, происшедших в сфере производства битума в России за период с 2002 года по начало 2011 года.
В феврале 2002 г. была введена в действие в Ангарской нефтехимической компании первая установка по производству битумов, соответствующих стандартам качества, установленным «Росавтодором». Произведенная на этой установке продукция использовалась для строительства стратегической магистрали федерального значения Чита-Хабаровск.
В этом же году в рамках программы по проведению сертификации дорожных битумов, производимых НПЗ «ЮКОСа», компания модернизовала установки по производству битума на Сызранском и Новокуйбышевском нефтеперерабатывающих заводах, а также осуществила строительство установки битумной эмульсии в Ангарской нефтехимической компании.
25 марта 2002 г. на битумной установке – первом из пяти пусковых объектов базового комплекса Нижнекамского НПЗ была получена первая партия товарной продукции. Лабораторный анализ на соответствие требованиям ГОСТ подтвердил, что данный продукт является кондиционным и отвечает стандартам неокисленных нефтяных дорожных битумов марки БНН 80/120.
Установка по производству неокисленных дорожных битумов, мощностью 350 тыс. тонн продукции предназначена для изготовления битумов марок БНН 50/80 и БНН 80/120. Битумная установка ННПЗ должна полностью удовлетворить потребность республики в дорожном битуме марки БНН на этот сезон, составляющую порядка 140 тыс. тонн.
Битумная установка построена за 18 месяцев при нормативных сроках строительства 25 месяцев.
По данным за август 2006 г. с начала освоения битумной скважины, «Татнефть» добыла уже более 100 тонн высоковязкого углеводородного сырья.
Руководство «Татнефти» приняло решение о добыче природных битумов на Ашальчинском месторождении в режиме парогравитационного дренажа в 2005 г. В начале 2006 г. буровики компании пробурили две уникальные горизонтальные скважины с выходом на поверхность, расположенные на расстоянии 5 м друг от друга по вертикали. Одна из них – нагнетательная – предназначается для закачки пара в битумный пласт, вторая – добывающая – для извлечения растопленного паром битума.
В мае 2006 г. началась закачка пара, а 30 июля в откачиваемой из добывающей скважины жидкости появилась пленка нефти, доля которой постоянно увеличивается. В 2006 г. «Татнефть» добыла 5-6 тонн высоковязкой нефти в сутки. Закачка пара в нагнетательную скважину составила около 60 тонн в сутки.
По данным февраля 2007 г. Минфин России начинает подготовку в том, чтобы в этом году освободить от уплаты налога на добычу полезных ископаемых разработку и добычу битумной нефти с тем, чтобы стимулировать ее добычу. В прошлом году российские власти одобрили введение налоговых преференций для нефтяных компаний, осваивающих старые месторождения и месторождения в Восточной Сибири.
9 февраля 2007 г. «Татнефть» сообщила, что намерена привлечь иностранные компании к извлечению тяжелой битумной нефти. Несмотря на высокую себестоимость добычи, несколько ведущих мировых компаний уже заявили о своем интересе к проекту. Высокие цены на нефть, а также ограничения на допуск иностранцев к российским месторождениям делают для западных компаний интересным практический любой добывающий проект.
В марте 2007 г. совместно с ведущими российскими учеными на Новокуйбышевском нефтеперерабатывающем заводе была разработана оригинальная технология производства нефтебитумов, в основе которой лежит теория регулирования дисперсности углеводородных систем (возможность регулирования состава сырья). Она включает в себя три последовательно функционирующих технологических блока: подготовка сырья, окисление и смешение разных составляющих. Следует отметить, что традиционная технология состоит только из окисления нефти. Конечный продукт отличается от стандартных дорожных битумов улучшенными низкотемпературными и пластическими характеристиками, что существенно повышает его долговечность в составе асфальтобетонного покрытия автомобильных дорог. Также новый процесс производства битума позволяет рационально утилизировать ряд побочных продуктов нефтепереработки и повысить экологическую безопасность.
По состоянию на май 2007 г., выявлено около 450 месторождений, в том числе 150 в зоне деятельности «Татнефти». Толщина продуктивного пласта составляет в среднем 7-8 м, глубина залегания – 80-100 м.
29 мая 2007 г. буровики «Татнефти» на Ашальчинском месторождении природных битумов пробурили вторую пару горизонтальных скважин с выходом на поверхность. Тем самым сделан очередной важный шаг по пути освоения битумных месторождений республики.
Как и первая, вторая пара скважин пробурена с помощью обычной буровой установки БУ-75 на глубинах 100 м и 95 м по вертикали. Однако длина стволов по продуктивному пласту новых скважин составляет порядка 500 м. Это в полтора с лишним раза больше, чем на первой паре. А протяженность же самих скважин – свыше 700 м.
1 августа 2007 г. была начата закачка пара в добывающую и нагнетательную скважины, а 25 сентября специалисты «Татнефти» начали эксплуатацию добывающей скважины № 230 электроцентробежным насосом. В результате всего за месяц дебит битумной нефти увеличился в пять раз – с 5 до 25 тонн в сутки. Это почти в два раза больше, чем добывается в первой паре скважин, среднесуточный дебит которой на период 2007 г. составлял немногим более 13 тонн в сутки.
На май 2008 г. в Татарстане к промышленному освоению подготовлено 11 месторождений нефтяных битумов с общими извлекаемыми запасами 24,4 млн тонн.
Согласно подготовленной Татнефтехиминвест-холдингом совместно с ОАО «Татнефть» концепцией освоения ресурсов природных битумов и высоковязких нефтей на период до 2020 г., суммарные запасы, подготовленные к промышленному освоению, должны составить 171 млн тонн. Предусмотрено 25 предварительно разведанных месторождений и 19 битумоскоплений с прогнозными запасами 70,3 млн тонн.
От 16 мая 2008 г. ОАО «Татнефть» занимает шестое место среди нефтяных компаний России по объемам добычи. Основным месторождением «Татнефти» является Ромашкинское, одно из крупнейших в мире.
6 июня 2008 г. Россия впервые в мире запустила в технологическую эксплуатацию высокоэффективные установки «по выпуску синтетического топлива из так называемых битуминозных сланцев и нефтяных песков».
3 июля 2008 г. в Нижневартовске запущен проект строительства нового нефтеперерабатывающего завода по выпуску высококачественного дорожного битума. Он значим не только для Ханты-Мансийского автономного округа и поэтому включен в совместную программу действий трех субъектов РФ (Ямала, Югры и Тюменской области). Специалисты говорят, что Нижневартовский НПЗ – это важный шаг на пути к новому экономическому курсу региона.
Появление Нижневартовского завода по выпуску битума станет возможным только благодаря Ваньёганскому месторождению. Битумный завод будет построен в городе в течение 5 ближайших лет.
ОАО «Татнефть» приобрело в сентябре 2008 г. 4 парогенератора у канадской фирмы Amelin Engineering Ltd для опытно-промышленной разработки битуминозной нефти. Их общая производительность составляет 22 тонны пара в час. Парогенераторы будут использоваться для интенсификации закачки пара и отбора нефти на Ашальчинском месторождении в Татарстане. Здесь с учетом высокой вязкости нефти использован метод парогравитационного воздействия на пласт.
К февралю 2009 г. в Татарстане открыто более 450 битумоскоплений, разведано порядка 160 месторождений, подготовлено к промышленной разработке – 21, находятся в опытно-промышленной разработке – 2.
«Газпромнефть» в мае 2009 г. сообщил, что первой из российских компаний начнет промышленное производство битумных продуктов нового поколения на базе своих нефтеперерабатывающих предприятий.
Применение нового продукта – полимерно-битумных вяжущих (ПБВ) – в дорожном строительстве позволит значительно увеличить срок службы автомагистралей, обеспечив собственникам дорог значительную экономию на ремонтных работах.
Первую установку по выпуску нового продукта мощностью до 10 тыс. тонн в год планируется ввести в эксплуатацию на Омском НПЗ в 2010 г.
26 июня 2009 г. «Газпромнефть» произвела и отгрузила первую партию 1000 тонн евробитума (марка БВ 50/70 «Евростандарт»), выпущенного на ОАО «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез». Битум выпускается по стандарту компании и соответствует технологическому регламенту «Славнефть-ЯНОС», а также Европейскому продуктовому стандарту для дорожных битумов.
23 июля 2009 г. компания «Газпромнефть» заключила соглашение о сотрудничестве с Министерством транспорта РФ в области производства и применения нефтяных дорожных битумов нового поколения в России. В частности, Минтранс и «Газпромнефть» будут совместно заниматься совершенствованием системы производства битумных материалов, а также реализовывать мероприятия по улучшению качества битумных материалов и дорожно-строительных работ. Кроме того, стороны будут развивать сотрудничество по созданию установок по производству битумных материалов в местах интенсивного дорожного строительства в России.
25 августа 2009 г. ОАО «Славнефть-ЯНОС» приступило к производству нового продукта – дорожного битума «Евро БВ 50/70″, предназначенного для использования в строительстве и ремонте дорожных и аэродромных покрытий. Данный вид битума отличается устойчивостью к старению и сезонному перепаду температур, позволяет улучшить качество и срок службы дорожного полотна.
29 сентября 2009 г. на скважине 249 Мельниковского месторождения ОАО «РИТЭК» в Республике Татарстан успешно прошли государственные приемочные испытания забойного парогазогенераторного комплекса на монотопливе. Эта уникальная, не имеющая аналогов технология объединяет термические и газовые методы воздействия на нефтяной пласт и позволяет вести эффективную добычу высоковязкой нефти.
11 марта 2010 г. ОАО «Татнефть» приняло решение о проектировании завода по промысловой переработке сверхвязкой нефти (СВН) по технологи, предложенной ГУП «Институт нефтехимпереработки»; (ГУП «ИНХП», Уфа). На момент принятия решения этот институт приступил к подготовительной фазе разработки проектной документации.
Производственная мощность завода составит 300 тыс. тонн в год по сырью. В последующем, если проект подтвердит свою эффективность, предполагается создавать такие заводы непосредственно в местах добычи сырья.
16 марта 2010 г. ОАО «Новошахтинский завод нефтепродуктов» (Ростовская область) запланировал к 2013 г. построить битумную установку и увеличить глубину переработки нефти, объем инвестиций в строительство второй очереди завода составит 1,5 млрд руб.
По его словам, договор о строительстве установки производительностью 350 тыс. тонн битума в год заключен с крупным отечественным производителем оборудования для нефтяной и атомной промышленности, срок реализации проекта – 2010-2012 гг.
13 апреля 2010 г. ОАО «Татнефть» сообщил, что намерено использовать при опытно-промышленной разработке залежей битумной сверхвязкой нефти (СВН) наряду с импортным оборудованием парогенератор отечественного производства.
B связи с сезонными потребностями рынка ОАО «Орскнефтеоргсинтез» 12 мая 2010 г. запустило в рабочий режим битумную установку. ОНОС, являющийся единственным в Оренбургской области производителем дорожного битума, готов отгружать до 1000 тонн ежесуточно.
Модифицированный битум, выпускаемый на «Орскнефтеоргсинтезе», имеет улучшенные характеристики, качество которых контролируются в центральной заводской лаборатории.
15 сентября 2010 г. ЗАО «РБП» (Саратовская область) сообщил, что до конца 2015 г. построит в регионе завод по производству битумно-полимерных кровельных и гидроизоляционных материалов и мастик стоимостью 1,5 млрд руб.
Реализация этого проекта началась еще в 2008 г., однако была отложена в связи с кризисом. Инвестиции в строительство завода планировались на уровне 1,073 млрд руб., первую очередь планировалось запустить в эксплуатацию летом 2010 г., а весь завод — до конца 2013 г.
24 сентября 2010 г. ЗАО «РБП» (Саратовская область) начало строительство завода по производству битумно-полимерных кровельных и гидроизоляционных материалов и мастик стоимостью 1,5 млрд руб. Завод будет располагаться в поселке Дубки Саратовского района области.
По состоянию на 18 ноября 2010 г. ОАО «Татнефть» продолжает опытно-промышленную разработку месторождений сверхвязкой нефти (природного битума) с целью усовершенствования технологии ее добычи.
14 января 2011 г. ОАО «Газпромнефть» сообщил, что до конца 2012 г. планирует построить битумный завод в Южном федеральном округе (ЮФО) мощностью 110 тыс. тонн с тем, чтобы в 2013 г. войти в строительство дорог к олимпийским объектам и местным трассам.
17 января 2011 г. ОАО «Татнефть» подытожил, что в 2010 г. добыло 27,15 тыс. тонн сверхвязкой нефти (природного битума) в ходе опытно-промышленной разработки Ашальчинского месторождения (Татарстан). Средний дебит составил 74,4 тонны в сутки.
26 января 2011 г. ОАО «Татнефть» сообщил, что в 2011 г. в ходе опытно-промышленных работ на Ашальчинском месторождении сверхвязкой нефти (природного битума) планирует пробурить 10 горизонтальных скважин и добыть 35 тыс. тонн этого вида сырья против 27 тыс. тонн в 2010 г. В целом, с начала освоения опытного участка (в 2006 г.) добыто более 65 тыс. тонн. Суммарный дебит по участку к концу года составил свыше 100 тонн в сутки.
5 марта 2011 г. премьер-министр РФ Владимир Путин заявил, что Московский, Рязанский и Ярославский НПЗ в ближайшие несколько лет потратят на модернизацию и природоохранные мероприятия 118 млрд руб (4,2 млрд долл.) и почти вдвое уменьшат объем вредных выбросов.
По его словам, инвестиции Московского НПЗ составят 56 млрд руб. (2 млрд долл.), Рязанского – 42,9 млрд руб. (1,5 млрд долл.), Ярославского – 19,5 млрд руб. (688,5 млн долл).
От 14 марта 2011 г. ОАО «Татнефть» сообщает, что в ходе опытно-промышленных работ на Ашальчинском месторождении сверхвязкой нефти (СВН) в 2011 г. планирует добыть 35 тыс. тонн сырья против 27,15 тыс. тонн в 2010 г. Будут пробурены и введены в эксплуатацию 5 пар горизонтальных, 14 оценочных и 8 экологических скважин.
В Татарстане имеются до 7 млрд тонн СВН. К 2020 г. в республике планируется добывать ежегодно около 2 млн тонн такой нефти.

Официальный сайт компании Сити Коннект
Поиск: 

Наш прайс-лист
16.08.2013/45 Kb

Новости





Всего визитов: 30463
Сегодня посетителей: 4
Сегодня визитов: 4

Яндекс.Метрика